Вступление

Начнем с того, что там живут очень отзывчивые люди, если Вы остановитесь посреди улицы с картой в руках, не сомневайтесь, к Вам обязательно кто-нибудь подойдет и спросит, чем он может Вам помочь. И, скорее всего, на английском языке. А если Вы будете пытаться объясниться с ним на их родном языке, то Вас будут с искренней улыбкой слушать, ждать, пока Вы произнесете-таки, что-то похожее на то, что пытались спросить, восторгу немцев нет края в таких ситуациях. Правда тут есть подводный камень: отвечать в таком случае будут точно на немецком, так как будут уверены, что дают Вам возможность попрактиковаться в языке.

Но есть вариант понадежнее: в каждом городишке, который ждет туристов, существует так называемое «Инфо» с «i» в желтом круге. Где Вам с удовольствием ответят на вопросы об их самом любимом месте на свете, дадут карту местности, продадут туристическую карту, которая дает скидки на транспорт, на посещение музеев и еще на что-нибудь (на практике имеет смысл ее покупать, если Вы будете находиться в одном месте хотя бы несколько дней). Не стесняйтесь туда заходить — они ведь работают для Вас.


Общественный транспорт

Городской общественный транспорт

Прежде всего хотел бы сказать о том, что это самый безопасный способ добраться в чужой (да и своей) стране до места назначения. Второй по надежности и безопасности — заказанный заранее трансфер. К сожалению, не могу отнести всех стоящих у аэропортов и вокзалов таксистов во всех странах мира к честным людям. Посерфингуйте по Сети, найдёте там множество способов, которыми как минимум можно взять больше денег за проезд с незадачливых туристов, вплоть до прямых ограблений.

Дело в том, что кроме того, что на нем перевозят людей, на этом сходство с нашей организацией транспорта в городах заканчивается. Не будем говорить о соблюдении расписания (хотя и тут бывают редкие, но проколы), чистоте и … И если еще автобусы, трамваи и редко встречающиеся троллейбусы еще более или менее понятны и привычны, то с электричками, метро и поездами все надо бы объяснить нашему человеку, который первый раз выезжает из своего родного российского места проживания. Во-первых, надо запомнить что есть что. S-Bahn — это аналог наших электричек, D-Bahn — поездов, U-Bahn — метро. Станции соответственно маркируются буквами «S», «D» и «U». И не пугайтесь, если встретите сразу все три обозначения в одном месте, это всего лишь значит, что эта станция городского транспорта трехуровневая. Электрички у них так же, как и метро, иногда едут под землей. И, чтобы пересесть с одного вида транспорта на другой на такой станции нужно внимательно посмотреть на указатели. Но это еще не все различия, поверьте, мы только начали разбираться в немецком общественном транспорте.

ЭЛЕКТРИЧКИ (S-Bahn) — маркируются S1, S2 … Sn, где цифры указывают направления, как у нас ветки метро, т. е. фактически линии. По схеме движения транспорта нужно посмотреть, какая ветка куда ведет. Иногда можно воспользоваться разными видами транспорта, чтобы добраться в одну и ту же точку. По одному и тому же пути на станции едут поезда разных направлений, о чем указывает табло прибытия поездов. На самом поезде на передней панели кабины сверху отображается номер маршрута (линии) и конечная станция.

МЕТРО (U-Bahn) — тут все похоже на электрички, маршруты называются U1, U2 … Un

Изображение

Есть несколько особенностей: по одному пути могут перемещаться поезда с разных веток метро, нужно просто смотреть на расписание, в котором указаны направление поездов, куда едут ближайшие составы и время ожидания.

Когда подходит очередной поезд, на табло высвечивается его длина, на станции нанесена такая же маркировка, чтобы было понятно, где останавливается последний вагон укороченного поезда. Бывает три, два и один вагон на иконках. Следует заметить, что в разных городах поезда останавливаются по-разному: короткий поезд останавливается как у нас, упираясь первым вагоном в начало станции или останавливаясь сразу, как выехал из тонеля последний вагон, обращайте внимание на соответствующую маркировку на станции или наблюдайте, где стоят местные.

Контролеров там я видел только один раз, но штрафы высоки и, если Вы не занимаетесь спортом дайкаяпобегаюотконтролера, то лучше покупать билеты. Турникетов на вход как у нас нет, заходишь через любую дверь. В автобусе можно купить билет у водителя.

Но и тут не все так просто, везде свои ньюансы. Например, в Мюнхене в метро билет еще и прокомпостировать нужно, делается это при входе на станцию, там вместо турникетов стоят небольшие коробочки металлические со щелью, в нее надо вставить конец билета и автомат пробьет время входа в метро. Дорогу ничего не преграждает, а так, как многие местные ездят с проездными, то они проходят просто так. Спрашивайте в каждом городе, как пользоваться билетами.

Теперь об еще одной немаловажной вещи: двери во всем транспорте автоматически не открываются: экономия в действии.

И для входа, и для выхода нужно нажать кнопку на двери, после того как загорятся вокруг кнопки светодиоды, она активирована — можно нажимать. Только в этом случае дверь откроется или если кнопку нажмут с другой стороны. В вагонах старого образца не кнопки, а металлические ручки без подсветки, они отводятся в сторону открытия двери и они независимы, т.е. могут открываться по отдельности.

Междугородный общественный транспорт

ПОЕЗДА (D-Bahn) — бывают местные (RE, SE), региональные (RB), междугородние (IC, EC, IR, ICN, CNL, IRE), ночные (NZ) и скоростные между крупнейшими городами Германии и Европы (ICE). Т. к. ехать обычно недолго, то спальных вагонов на маршрутах внутри Германии я не видел. Билет продается по умолчанию без места, народ обычно покупает именно такие билеты, ищут свободные места и занимают их, но, если придет человек, который купил именно это место, нужно будет искать другое свободное. Если не хотите ехать на таких условиях, можно купить билеты с конкретными местами, это обычно стоит на несколько евро дороже. Но и у этих билетов есть минус: эти билеты на конкретный поезд. В-основном, немцы покупают билет на нужную станцию и едут на любом поезде, т.е. нет привязки ко времени, главное уехать в дату, указанную в билете.

И еще: сохраняйте все бумажки, которые Вам выдают в кассе. Мне как-то приобрели билеты заранее (за месяц, а это значительно дешевле, чем брать их накануне отъезда, ведь в Германии можно сесть в поезд и вовсе без билета и купить его у контролера — это самый дорогой способ). Выдали мне две красивые бумаги форматом наших билетов с серебряными полосками, указанием номеров поезда:

и небольшой невзрачный бланк с указанием цены билетов и тех же данных, что и на тех бланках, хорошо, что я его дома не оставил, я думал, что это только квитанция об оплате, а ЭТО и оказался сам билет! А те красивые супер-бумажки просто указание маршрута. Я бы ни в жизнь не догадался.

А это, собственно документы о покупке конкретных мест в конкретном поезде:

Немецкого тогда я знал только общепринятые фразы из фильмов :)
Так вот: на первом фото на деле оказались описания маршрута, на втором — сам билет, который и был дважды прокомпостирован, на третьем наши выкупленные на время поездки места.
Эта информация на май 2006 года, скорее всего порядок и сами билеты не изменились, но все же… будьте всегда бдительны и не забывайте, что Вы в гостях. Не бойтесь спрашивать, уточнять и переспрашивать.


О билетах

Во-первых: билет покупается от места до места, т.е. допустим, что вы едете из пригорода Франкфурта-на-Майне (скажем Хаттерсхайм) в сам Франкфурт. В Германии билет покупается один с маршрутом следования, ВНИМАНИЕ, из Хаттерсхайма (допустим, зона 51) до зоны 50 — сам Франкфурт, в билетах указываются именно зоны, у билетного автомата всегда есть карта с зонами транспорта. И не важно, сколько Вы при этом будете делать пересадок. Этот билет будет действовать на все виды городского транспорта кроме маршруток и такси. Например: для удобства возьмем дневной билет (там нет понятия билета «туда и обратно». Допустим, что мы едем туда одним днем, утром приезжаем, вечером — обратно. Утром указанного в билете дня мы садимся на железнодорожной станции в Хаттерсхайме на электричку, едущую во Франкфурт или проезжающую через него, выходим во Франкфурте на удобной нам станции, пересаживаемся на метро до нужной станции, выходим наружу и садимся на трамвай, потому как лень идти одну остановку пешком. Этот билет действует на транспорт внутри Франкфурта весь день. Посещаем магазины, друзей, просто катаемся и смотрим достопримечательности на городском транспорте. Вечером садимся на все, что везет до удобной станции электрички и едем на ней «домой». В Германии билетные автоматы выдают сдачу, правда на самом автомате указаны принимаемые купюры, 200 и 500 евро там не изображены, разменять не удастся. Пятисотенные и двухсотки там вообще не всегда берут даже в магазинах, а на заправочных станциях висят перечеркнутые, все дело в том, что много фальшивок этого достоинства. Правда, я не понимаю, как можно не принимать банкноты, выпущенные для оплаты именно на территории Евросоюза. А банки либо не меняют их, либо берут комиссию за это.

На момент осени 2013 года во Франкфурте-на-Майне стали появляться билетные автоматы, в которых можно набрать словами цель вашей поездки, а не только номер зоны. И часть автоматов теперь имеют возможность переключения на меню на русском языке.

Кстати по тому же принципу можно купить билет до места и от нас на иностранные авиалинии, туда будет входить цена авиабилета и ж/д билета до места назначения. И никакого дорогостоящего такси.

Во-вторых: там другие виды билетов.

Бывают билеты на одну персону в одну сторону и на день (тагескарта) и также групповой билет (группенкарта) на 2 взрослых и 3 детей так же в одну сторону или на день. Так вот, этот билет (групповой на день, который на фото сверху — Gruppentageskarte) бывает выгоднее или равен по цене 2 билетам на одного, а если еще 3 человека сойдут за детей или студентов, то и на пятерых. Соответственно, если купили дневной билет в одной зоне, можете ездить весь день. Есть еще конечно проездные на месяц, если Вам посчастливится там так долго пробыть.


На автомобиле

Европа вся относительно невелика. Дороги, в-основном, хорошие, до всего по российским меркам рукой подать.
А в Германии еще на автобанах и нет ограничения скорости, есть рекомендуемая скорость — 130 км/ч. По-моему это единственная страна в мире, где официально нет ограничения скорости на специально подготовленных для этого дорогах общего пользования и проезд бесплатный, включая скоростные магистрали. Конечно, про скорость это не совсем так, если быть объективными, то ограничения нет на большей части трасс, а там, где есть въезды-съезды, скорость сначала ограничена 120 км/ч, и вдоль развязок — 100 км/ч. и есть еще ремонт дороги, там обычно ограничения (от 30 до 80 км/ч)
Т.к. отпуска нынче мало кто может себе позволить больше двух недель, то на своей машине по времени не совсем удобно.
Говорить об аренде автомобиля подробно, думаю, нет надобности, об этом можно почитать в путеводителях, позвонить в российский офис компании, в которой собираетесь арендовать машину и все там подробнейшим образом расспросить.

Я хочу рассказать о вещах, которые желательно соблюдать для своего спокойствия.

Самый простой способ: арендовать машину по телефону или Интернету из дома. Нет языкового барьера. В этом случае Вас будет ждать в назначенном месте в назначенное время машина заказанного класса или выше.

Иначе придется положиться на судьбу, правда в этом нет ничего страшного, но при этом надо знать, что:

Я как-то брал простую машину (гольф-класса) с механикой и полной страховкой на 4 дня. Служащий сказал, что все равно должен заблокировать сумму 160 евро. Получилась сумма, превышающая мои возможности на этой карте на 10 евро. Наличными денег даже доплату не берут ни в какую, что делать, даже не представлял, а нам 800 км надо проехать, еще хорошо бы по дороге заехать куда-нибудь, да и поесть не мешало бы, в Баварии умеют готовить мясо и пиво.

Парень смотрит на меня голубыми глазами и говорит, что ничего не может сделать и обязан заблокировать эту сумму и ни цента меньше. Я, подумав, спросил, а что, если я заплачу за три дня, а верну машину через четыре? «Нет проблем», — сказал он, вам даже доплачивать ничего не придется, мы разблокируем сумму и у вас денег будет достаточно на карте для оплаты +1 дня. И все по правилам кампании.

ПДД немецкие очень похожи на наши, особенно после введения в России главной дороги на круговом движении и после того, как введут у нас проезд на красный сигнал светофора под нарисованную стрелку направо будут еще больше похожи друг на друга. Правила движения можно найти в Сети, я же хочу рассказать об отличиях в правилах и особенностях, сопряженных с пользованием авто в Германии.


Парковки

Начнем с того, что парковки в центре городов как правило платные и не дешевые. И даже при этом место сразу вряд ли найдется.

Так же как и на транспорт, билеты на парковках в-основном продают автоматы, я ни разу не видел кассиров, собирающих деньги, как говорится: и там тоже «Женщину вынули, автомат поставили» (с)
Давайте классифицируем парковки (на знаках обычно пишется или рисуется какая именно это парковка), они бывают:

Знак, ограничивающий место паркинга, выглядит как наш «остановка запрещена». Если в верхней четверти имеется белая стрелка, которая показывает на проезжую часть, то с этого места парковка запрещена, если же стрелка смотрит на тротуар, то с этого места можно парковать машину. Дублирует это место и разметка, она либо нанесена как обычно белым разметочным пластиком, либо почти не возвышающимся бордюром.

На многоуровневых паковках обычно первый этаж отводится для дам-водителей. И обычно написана просьба: «Не паркуйтесь, пожалуйста, задом». Выхлопные газы пачкают стены. :). Это не закон, конечно, можно встать и на первый этаж, если Вы мужчина, и паркуетесь задом — никто Вас не оштрафует за это, но правила хорошего тона говорят поступать именно так.

Есть и интересное отличие в способе подачи знаков поворотниками. Включение аварийки, кроме стандарта, означает «сейчас буду экстренно тормозить». Используется и при подъезде к пробке на автобане. А «спасибо» в Германии «говорят» поочередно включив один и второй поворотник.


TaxFree

Если говорить простыми словами, не вдаваясь в юридические и экономические объяснения, то во многих странах есть для Вас подарок в виде возврата части денег (части НДС, другими словами), за купленные у них товары и вывезенные за пределы их страны. В Германии, на практике, это около 10% (Фирмы, занимающиеся возвратом VAT — именно так у них именуется НДС, делают это не бескорыстно). Как всегда и тут нужно знать особенности, чтобы получить этот возврат в максимально возможном объеме. Про правила ТаксФри будем говорить в рамках условий, что покидаете Вы Евросоюз именно из Германии.

Теперь у Вас есть бланки с указанной суммой для возврата. В аэропорт необходимо приехать пораньше (часа за 2–3 обычно начинается регистрация и неплохо быть не в хвосте очереди к ее началу), иначе можете не успеть уладить все формальности. Постарайтесь все покупки, за которые Вы планируете получить возврат поместить в отдельные сумки/чемоданы.


Лекарства

Лекарства продаются в Германии в основном по рецептам. Купить там для нас привычно свободно продающиеся в России медикаменты получится далеко не все. И вдобавок ко всему нет круглосуточных аптек. Отсюда вывод — берите необходимые лекарства с собой. Список каждый составит для себя сам. Мы обычно берем с собой средства от боли, диареи, простуды, гриппа, бинт, йод. Каждый из Вас знает, что ему может понадобиться вдалеке от дома.


Проживание

В курортных и наиболее посещаемых местах гостиницы недешевы, но если Вы на автомобиле, можно поездить и посмотреть, где сдаются аппартаменты, они бывают в разы дешевле.


Прочее

Брусчатка

В Германии многие улицы городов (особенно в туристических зонах) с давних времен вымощены брусчаткой. На каблуках там не очень удобно, мягко говоря.

Режим работы магазинов

Если Вы хотите в день прилета купить что-нибудь или поесть, то не прилетайте в Германию в воскресенье.
Магазины, в том числе и продуктовые, в основном работают в будни до 21 часа максимум, в субботу по короткому дню, в воскресенье — не работают вовсе. Что говорить о магазинах, если бары и таверны в 23-24 часа уже закрыты. Я не видел там ни разу круглосуточных магазинов, может только пару киосков на вокзалах или в порту.

Разница мер

Несмотря на то, что в Германии та же метрическая система, как и у нас, мы узнали как минимум одно расхождение в названиях мер: центнер у них равен 50 кг!